Проектная деятельность

Проектная деятельность

Основные признаки проектов

·        Инновационность (свежая интересная идея, начиная с формулировки, новизна)

·        Экспериментально-исследовательская работа (все проекты должны быть обязательно социально-ориентированными)

·        Четкое подкрепление финансовыми ресурсами (необходимо научиться привлекать инвестиции)

 

Темы проектов

·        Год семьи (2008)

·        Гражданское воспитание – Я гражданин

·        Проблемные дети

 

Условия реализации проектов

·        Мотивационные (сначала идеи, затем расчеты, стимулирование)

·        Кадровые (которые хотят, но еще не могут)

·        Финансовые

·        Управленческие

 

Классификация по видам, типам проектов

Типы по сферам деятельности

·        Образовательные проекты

·        Смешанные (образовательные и комплексные)

·        Проекты социального характера

·        Организационные

·        Экономические

·        И т.д.

 

Виды проектов

·        Краткосрочные

·        Долгосрочные

·        Стратегические

·        И т.д.

 

Фазы циклодеятельности проекта

·        Процесс проектирования (модель и план ее реализации)

·        Технологическая фаза (средства и методы; как? Какими средствами? Какими формами организации? Какие технологии? Какие отношения? (субъект-субъектные…)

·        Рефлексивная фаза (осознание того, что мы делаем, важна для методистов, осмысление того, что делаем)

Самооценка, самопознание, самопонимание

Целеполагание (результативность): цель должна быть диагностична; цель направлена только на ребенка; каким образом я хочу реализовать цель; что есть результативность; определение причинно-следственных связей; за счет чего – личности, процесса; вследствие этого произошло то-то.

 

Признаки проектной деятельности:

·        Целостность (наличие системообразующего фактора – лектор и аудитория)

·        Новизна (формулировка, цель, задача)

·        Неповторимость проекта

 

Виды проектов по составу и структуре

·        Мегапроект (целевой, городской, муниципальная программы на уровне района, города)

·        Мультипроект (развитие какого-либо учреждения)

·        Монопроект (отдельное направление или предмет деятельности)

·        Инвестиционный проект (технопарк идей)

·        Научно-исследовательский (методические рекомендации)

·        Учебный

·        Смешанный

 

Принципы организации проектной деятельности

·        Операциональный (педагог-исполнитель)

·        Тактический (педагог-деятель)

·        Принцип стратегичности (учитель-творец)

·        Целостности и интегративности

·        Коммуникативности

·        Историчности (традиции, непрерывность)

·        Принцип необходимого разнообразия

 

Системообразующим элементом проектной деятельности является ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Цели ставятся в зависимости от того, как я понимаю ситуацию. Целеполагание определяется на основе определения результатов работы, т.е. на основе социальных ожиданий.

Откуда появляются цели:

·        Социальный заказ

·        Цели и задачи образовательного учреждения

·        Что есть интересы и ценности, потребности отдельных групп детей

 

 

Стадии проектирования

·        Концептуальные. Концепция – это система взглядов, идей и убеждений; концепции воспитания

·        Выявление противоречия и формулирование проблемы

·        Формулирование темы (что формируется в ребенке и за счет чего)

·        Постановка задач

·        Выбор критериев согласно целеполаганию (4 критерия): моделирование (построение модели); более эффективная модель (достаточный уровень согласованности со средой); простота модели (но не упрощенность); адекватность (реальная возможность достичь реальной цели)

 

Методы реализации проектной деятельности

·        Мозговой штурм

·        Деловые игры

·        Тестовый метод

·        Метод обмена мнениями

·        Сценарный

·        Аналитический

·        Графический

·        Дерево целей

·        Структуирование  и др.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это научный подход нового типа, предметом которого является система практической деятельности, который может выявляться и превращаться в предмет преобразования.

Суть проектирования как типа проектного мышления связана с формированием мыслительной деятельности практического творческого мышления.

ПРОЕКТ – мысль, брошенная вперед

ПРОЕКТ обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий в процессе исследовательской деятельности при установленном бюджете, поставленных задачах с четко определенными целями.

ПРОЕКТ – это ограниченное во времени целенаправленное изменение образовательной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов ресурсов и специфической организации и исследовательской деятельности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это преобразующая деятельность существующей педагогической практики.

 

 

 

 

 

Алгоритм проектной деятельности

·        Овладение методами разработки проекта

·        Обучение формулировки цели, задач, ожидаемых результатов проекта (критерии)

·        Объединения в группы по 3-5 чел., выбор ведущего в группе

·        Выбор темы проекта каждой группы и обсуждение проектной идеи

·        Упражнение в формулировке целей и задач проектов

·        Определение результатов проектов

·        Защита проекта каждой группы (умение держать удар, любить вопросы)

·        Обсуждение перспектив проекта

·        Формулировки

·        Рефлексия

·        Тренинги, упражнения на уровень самооценки (я доволен…)

·        Поделиться впечатлением

·        Доработка проекта и его оформление

·        Пиар-компания вокруг проектов

 

Результативность проекта

Итоговая оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям:

·        Количественные показатели (охват, конкретные дела)

·        Показатель социального развития личности (динамика развития личности)

·        Показатель общественного мнения

·        Показатель эффективности проекта (сколько достигли, сколько прибыли)

 

Типы экспертных оценок

·        Анализ фактовыявлений

·        Выявление специфики работы того или иного претендента (идея)

·        Выявление закономерности (выявляется по результативности)

 

Критерии оценки

·        Уникальность и инновационный потенциал проекта (от 1 до 10 баллов0

·        Результативность деятельности (1 до 10 баллов)

·        Эффективность взаимодействия с родителями, выпускниками, профессиональными сообществами (1 до 10 баллов)

·        Репутация (1-5 баллов)

·        Общее впечатление (1-5 баллов)

 

Проект нужно защищать, а не соглашаться.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

1.     Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

2.     Краевский В.В. «Методология педагогического исследования». Пособие для педагога-исследователя. Самара, 2004г.

3.     Новикова Т.Н. «Экспертиза инновационной деятельности». Москва, 2006г.

4.     Ясвин В.А. «Образовательная среда: от «моделирования» к проектированию». «РАО», Москва, 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как спрогнозировать успешность реализации проекта?

 

Успешность реализации проекта предполагает следующее:

1.       Создание определенного центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно

2.       Определение и четкую формулировку целей, выделение различий между старым и новым. Описание механизма реализации проекта

3.       Оценку экономии, которая должна быть достигнута

4.       Своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом, желательно провести обучение еще до начала реализации проекта

5.       Выделение необходимых кадровых и финансовых ресурсов планируемых изменений (лучше специалистов)

6.       Обеспечение в проекте таких аспектов, которые заинтересовали бы всю организацию

7.       Информирование коллектива относительно реализации проекта путем подробной информации (периодических сообщений, наглядной агитации, связи с общественностью, средств массовой информации)

8.       Обеспечение наличия консультационной и информационной сети

9.       Постоянный контроль за эффективностью мероприятий, проводимых в рамках проекта и быстрое реагирование на возникающие трудности

10.   Постоянную коррекцию хода реализации проекта (планирование, согласование, информацию и обучение)

11.   Коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на длительный период времени, быстро устаревают

 

Методические рекомендации

к написанию отчетов

и оформлению результатов инновационного проекта

 

Результаты проекта – то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По существу, результатом проекта являются воплощенные в жизнь цели и задачи.

Таким образом, при описании результатов следует руководствоваться формулировками блока целей и задач, основные из которых: конкретность, реальность, достижимость.

В отчете должны быть конкретно, коротко и четко освещены следующие вопросы.

1. Исходные позиции. Коротко излагается состояние вопроса по данной проблеме, обосновывается выбор темы проекта и ее актуальность

2. Цель и основные задачи проекта. Цель проекта должна быть реализуема, т.е. реалистична; ранжируема (разделяема на подцели или задачи); диагностируема, т.е. имеющая измерители – критерии и методики замера.

3. Основные способы осуществления проекта. Раскрываются основные способы, которые применялись при решении конкретных задач.

4. Основные аргументированные результаты осуществления проекта. Сообщаются основные количественные результаты исследования, показывается их достоверность, даются интерпретация и обоснование этих результатов.

5. Основные выводы и предложения. Излагаются основные выводы и делается предложение для совершенствования процесса.

6. Практическая значимость проекта и его новизна. Раскрывается, как влияют результаты внедрения проекта на социализацию личности, какую практическую ценность они имеют.

7. Внедрение результатов в практику (тиражирование или распространение). Показывается, как результаты проведенной работы освещены на конференциях, семинарах, совещаниях, отражены в публикациях с целью распространения положительного опыта.

   К отчету предъявляются следующие основные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и конкретность формулировок, подробное изложение результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

   Отчет должен включать титульный лист, список исполнителей, содержание (оглавление), основную часть работы, приложения (если имеются).

   В приложения включаются вспомогательные материалы отчета, например:

- промежуточные выкладки и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- описание средств, используемых при осуществлении проекта, проведение измерений, испытаний;

- примеры инструкций, анкет, тестов, руководств, разработанных и примененных в работе;

- таблицы, графики, иллюстрации.

Более наглядно результаты реализации проекта видны табл. 1,2

 

 

 

Таблица 1

Основные параметры оценки эффективности проекта

№ п/п

Проектируемые параметры

Реализованные параметры

1

Цель проекта

 

2

Задачи проекта (описание конкретных задач проекта)

 

3

Ожидаемые результаты (конкретные)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Оценка результативности проекта (критерии)

№ п/п

Показатели эффективности

Количество баллов

1

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий)

 

2

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел, качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив)

 

3

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность)

 

4

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации0

 

5

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников)

 

6

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов)

 

7

Жизнеспособность проекта (перспективы) (прогноз дальнейшего развития проекта, предусматривающий решение социальных и ресурсных вопросов в процессе развития проектов)

 

 

Примечание

По каждому критерию выставляется 0-5 баллов. Наибольшая сумма баллов может составить 35 баллов

 

 

Методические рекомендации по оформлению проектной папки (портфолио)

 

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

3) промежуточные отчеты групп;

4) вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки Интернет;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

 

Грамотно оформленная проектная папка позволяет:

1.     Организовать работу каждого участника проектной группы

2.     Создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом

3.     Объективно оценить ход работы над завершенным проектом

4.     Судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта

5.     Сократить время поиска информации при выполнении в дальнейшем других, близких по теме проектов

 

Примечание

В наполнении папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими – в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Требования к проекту

№ п/п

Требования к проекту

Чем обеспечиваются

1

Актуальность проекта, нацеленность на решение ключевых проблем данной воспитательной системы

Специальный проблемно-ориентированный анализ

2

Прогностичность проекта, удовлетворение социального заказа

Осуществление прогнозирования внешней среды, социального заказа и потенциала коллектива

3

Оптимальность проекта

Логичность мышления авторов

4

Реалистичность и реализуемость проекта

Просчет возможностей, проект-документ, а не декларация

5

Полнота и системность проекта

Системность мышления авторов проекта

6

Стратегичность проекта

Отсутствие излишней детализации, сосредоточенность на стратегии

7

Контролируемость проекта

Точность, операциональность целей, задач, рубежей, ориентиров

8

Гибкость и корректируемость проекта

Введение в проект точек оперативного контроля и коррекции

9

Привлекательность

Ценностно-целевая конвенциональность

10

Интегрирующая и консолидирующая направленность

Коллективное авторство написания, делегирование полномочий и ответственности

11

Индивидуальность и авторский характер проекта

Нацеленность на решение специфических задач школы

12

Информативность проекта

Полнота структуры проекта, содержательность описания нововведений

13

Логичность

Четкая логическая структура, стилевое оформление, методический аппарат

14

Культура оформления проекта

Применение современных средств, единство формы и содержания

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Алгоритм составления логической таблицы для проекта

Компоненты проекта

Объективные свидетельства (показатели, обоснования)

Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1.Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2.Почему решение данной проблемы – приоритетная задача?

Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

1.Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

-выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

-достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач;

-применение указанных в проекте методов 9проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов;

-выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)

Цель

1.Какова цель, на достижение которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы?

2.Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию?

1.Каковы средства проверки движения к цели?

2.каким образом проверяющие организации / лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели?

3.Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?

Задачи

Ожидаемые результаты

1.Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения?

1.Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу?

2.Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?

3.Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта)

Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов?

Почему выбраны именно эти методы?

2.Каковы возможные препятствия в каждом из этих «переходов»?

Ресурсы

1.Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?

2.Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?

1.На основании чего планируются уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов на транспорт и другие услуги?

2.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz