КАК
СОСТАВИТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические
рекомендации – это
один из видов
методической
продукции
(наряду с
методической
разработкой,
методическим
пособием,
дидактическим
материалом).
Методические
рекомендации
представляют
собой особым образом
структурированную
информацию, определяющую
порядок,
логику и
акценты изучения
какой-либо
темы,
проведения
занятия, мероприятия.
Методические
рекомендации
содержат в себе
раскрытие
одной или
нескольких
частных
методик,
выработанных
на основе
положительного
опыта. Их
задача –
рекомендовать
наиболее
эффективные,
рациональные
варианты,
образцы
действий
применительно
к определенному
виду
деятельности
(в том числе к
мероприятию).
В
методических
рекомендациях
обязательно
содержится
указание по
организации
и проведению
одного или
нескольких
конкретных
дел,
иллюстрирующих
методику на
практике.
Методические
рекомендации
должны иметь точный
адрес
(указание на
то, кому они
адресованы:
педагогам,
родителям,
методистам,
педагогам-организаторам,
классным
руководителям
и т.д.).
Соответственно
этому
регламентируется
терминология,
стиль, объем
методических
рекомендаций.
Структура
методических
рекомендаций
Методические
рекомендации
как вид методической
продукции
включают:
Ø
титульный
лист;
Ø
аннотацию;
Ø
сведения об
авторе (авторах);
Ø
пояснительную
записку;
Ø
содержание;
Ø
список
рекомендуемой
литературы
по данной
теме;
Ø
приложения
(при
необходимости).
Пояснения
к отдельным
структурным
элементам
методических
рекомендаций
1. На
титульном
листе
должны быть
обозначены:
Ø
название
учреждения (в
порядке
нисходящей
подчиненности);
Ø
фамилия, имя,
отчество
автора;
Ø
название (с
пометкой о
виде
методической
продукции –
методические
рекомендации);
Ø
название
города;
Ø
год
разработки.
2. На
втором листе
вверху
приводится аннотация,
включающая
лаконичные сведения
о:
Ø
сути
рассматриваемых
вопросов;
Ø
предназначении
данных
методических
рекомендаций
(какую помощь
и кому
призвана
оказать
настоящая работа
– например,
школьным
учителям,
зам. директоров
школ по
воспитательной
работе, педагогам
дополнительного
образования);
Ø
источнике
практического
опыта,
положенного
в основу
рекомендаций
(указать, на базе
какого опыта
разработаны
данные методрекомендации);
Ø
возможных сферах
приложения
предлагаемого
вида
методической
продукции (в
каких
областях
гуманитарного
знания могут
быть
использованы
настоящие
рекомендации).
Ø
Внизу
второго
листа
помещаются
сведения об
авторе
(авторах): Ф.И.О.,
должность,
место работы,
квалификационная
категория
или научная
степень,
контактный
телефон.
3. Пояснительная
записка
должна
содержать
следующую информацию:
Ø
обоснование
актуальности
разработки
данных
методических
рекомендаций
(здесь целесообразно
дать краткий
анализ
положения
дел по
изучаемому
вопросу:
уточнить, в
каких
образовательных
областях в
настоящее
время
используются
мероприятия
(действия, методики
и др.), сходные
с
предлагаемыми,
в чем их
достоинства
и недостатки;
охарактеризовать
значимость
предлагаемой
работы с точки
зрения
реализации
соответствующей
федеральной
или
региональной
программы;
разъяснить,
какую помощь
и кому могут
оказать настоящие
методические
рекомендации);
Ø
определение
цели
предлагаемых
методических
рекомендаций
(например:
оказать методическую
помощь
педагогам-практикам,
организаторам
воспитательной
работы с детьми
по вопросам … ;
составить
алгоритм
подготовки и
проведения … мероприятия
и т.п.);
Ø
краткое
описание
ожидаемого
результата от
использования
данных
методических
рекомендаций
в системе
дополнительного
образования
детей
(например:
овладение
опытом
организации
предлагаемой
методикой может
стать
основой для
проведения
подобных
мероприятий
по разным
предметам
школьного
цикла; может
способствовать
повышению
мотивации
школьников и
т.п.);
Ø
обоснование
особенностей
и новизны
предлагаемой
работы в
сравнении с
другими подобными
разработками,
существующими
в данной
образовательной
области.
4. Содержание
методических
рекомендаций
может быть связано
с самыми
разнообразными
вопросами: решением
определенной
педагогической
проблемы,
проведением
массовых
мероприятий,
организацией
летней
кампании,
проведением
учебно-исследовательской
работы, изучением
отдельных
тем
образовательной
программы и
т.п. Поэтому
содержание
методических
рекомендаций
не имеет
особо регламентированной
структуры и
может излагаться
в достаточно
произвольной
форме.
Например, его
можно
структурировать
в следующей
логике:
Ø
описать (на
основе
состоявшегося
опыта деятельности),
что именно
рекомендуется
делать по
исследуемому
вопросу
(поэтапно) и
как (с
помощью
каких форм и
методов;
Ø
дать советы
по решению:
организационных
вопросов
(например,
разработать
план работы
оргкомитета; определить
этапы
проведения
мероприятия
и сроки
информирования
его
потенциальных
участников,
распределить
поручения, обеспечить
рекламную
кампанию и
т.д.); материально-техническому
обеспечению
(Интернет-ресурсы);
финансовому
обеспечению
(источники и
фиксированные
суммы
финансирования
данного мероприятия),
кадровому
обеспечению
(требования к
экспертам);
Ø
вычленить
наиболее
трудные
моменты в организации
и проведении
описываемого
вида деятельности
(исходя из
имеющегося
опыта);
Ø
предостеречь
от типичных
ошибок.
5. Список
рекомендуемой
литературы по
теме
рекомендаций
составляется
в алфавитном
порядке, в
соответствии
с современными
правилами
оформления
литературных
источников.
6. Приложения
включают
материалы,
необходимые
для организации
рекомендуемого
вида
деятельности
с
использованием
данных
методических
рекомендаций,
но не
вошедшие в
блок
«Содержание».
В числе
приложений
могут быть:
Ø
планы
проведения
конкретных
дел, мероприятий;
Ø
тестовые
задания;
Ø
методики
создания
практических
заданий, адресованных
обучающимся;
Ø
примерные
вопросы к
играм,
конкурсам,
викторинам;
Ø
методики
определения
результатов
по конкретным
видам
деятельности;
Ø
схемы,
диаграммы,
фотографии,
карты, ксерокопии
архивных
материалов;
Ø
примерная
тематика
открытых
мероприятий,
экскурсий и
т.д.
КАК
СОСТАВИТЬ
МЕТОДИЧЕСКУЮ
РАЗРАБОТКУ
Методическая
разработка
– издание,
содержащее
конкретные
материалы в
помощь по
проведению
какого-либо
мероприятия
(в том числе
учебного
занятия в системе
ДОД),
сочетающее
описание
последовательности
действий,
отражающих
ход его проведения,
с
методическими
советами по его
организации.
Методическая
разработка
–
комплексная
форма,
которая
может включать
также
сценарии,
планы
выступлений,
описание
творческих
заданий,
схемы,
рисунки и т.д.
Примерная
схема
методической
разработки
может
включать:
■ название
разработки;
■ сведения об
авторе;
■ цель
мероприятия;
■ возраст
детей;
■ условия
осуществления
мероприятия;
■ перечень
используемого
оборудования
и материалов;
■ описание
хода
проведения
мероприятия,
отражающего
последовательность
действий или
подачи учебного
материала;
■
методические
советы по его
организации
и подведению
итогов;
■ список
использованной
литературы;
■ приложения
(схемы,
таблицы,
рисунки,
тестовые
задания,
карточки для
индивидуальной
работы,
вопросы викторины,
сценарий и
др.).
КАК
РАЗРАБОТАТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
Методическое
пособие –
комплексный
вид
методической
продукции,
обобщающий
значительный
опыт,
накопленный
в системе
дополнительного
образования
детей и
содержащий
рекомендации
по его
использованию
и развитию.
Авторами
методических
пособий
являются, как
правило,
опытные
педагоги и
методисты,
способные
систематизировать
практический
материал
собственной
работы и
работы
коллег по
профессии,
учесть и использовать
в обосновании
предлагаемых
методик
теоретические
разработки
современной
педагогики
дополнительного
образования
детей.
Задачей
методического
пособия
является
оказание
практической
помощи
педагогам и
методистам
ДОД в
приобретении
и освоении
передовых
знаний как
теоретического,
так и
практического
характера.
Методические
пособия в
системе ДОД
могут быть
условно
разделены на
пять
основных
типов.
1.
Методические
пособия,
посвященные
рассмотрению
содержания,
форм работы и
методик, используемых
в системе
дополнительного
образования
детей в целом.
2.
Методические
пособия,
рассматривающие
содержание,
формы работы
и методики по
какой-либо
отдельной
направленности
ДОД.
3.
Методические
пособия,
рассматривающие
содержание,
формы работы
и методики по
какой-либо
отдельной
предметной
области ДОД.
4.
Методические
пособия,
рассматривающие
содержание,
формы работы
и методики дополнительного
образования
детей применительно
к
определенному
виду
учреждений
ДОД.
5.
Методические
пособия,
рассматривающие
содержание,
формы работы
и методики дополнительного
образования
детей в каком-либо
отдельном
учреждении
ДОД.
Типовая
структура
методического
пособия
включает:
- введение,
где
формулируются
цель и задачи
данного пособия,
указывается,
на какую
конкретную группу
работников
ДОД оно
рассчитано,
какие
конкретные
результаты
может дать
педагогам и
методистам
использование
данного
пособия;
- теоретическую
часть, где
излагается,
как правило,
в краткой форме
(при
необходимости
с отсылкой к
соответствующим
работам)
научно-педагогическое
обоснование
содержания
пособия,
характеризуется
собственная
методологическая
позиция
автора
применительно
к системе дополнительного
образования
детей как сфере
образования,
обладающей
своими специфическими
чертами;
- практическую
часть, где
систематизируется
и
классифицируется
фактический
материал,
содержатся
практические
рекомендации,
приводятся
характерные
примеры тех или
иных форм и
методик
работы в ДОД;
- дидактическую
часть, в
которой
сосредоточены
дидактические
материалы
(схемы,
таблицы,
рисунки и т. п.),
иллюстрирующие
практический
материал.
Кроме того,
в состав
методического
пособия
могут
включаться
различные
необходимые
нормативные
документы, в
том числе
данного УДОД,
использование
которых
позволит
педагогу или
методисту
организовать
свою работу в
соответствии
с имеющимися
требованиями.
Обязательной
частью
методического
пособия
является
список
литературы,
который
желательно
оформить с
разделением
на
тематические
рубрики (в
соответствии
с
конкретными
задачами,
решаемыми в
данном
пособии) и, по
возможности,
с краткими
аннотациями
наиболее
полезных
педагогам и
методистам
ДОД
рекомендуемых
работ.