КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНКУРСУ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КАК  ПОДГОТОВИТЬСЯ  К  КОНКУРСУ  АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Методические рекомендации

 

Введение

 

Система дополнительного образования детей, как и всякая образовательная система, базируется на гибком сочетании традиции и новаторства. Однако в современных условиях, когда на общество обрушивается непрерывно увеличивающийся поток информации, формирующий у подрастающего поколения новые потребности, далеко не всегда находящие удовлетворение в рамках школьной системы, роль новаторства в дополнительном образовании становится всё более значимой и ответственной.

Многие педагоги дополнительного образования, сознавая эти проблемы, понимая, что не только привлечь, но и сохранить постоянный интерес ребёнка к тем занятиям, которые не укладываются в прагматические рамки обязательного набора знаний, обеспечиваемого школьным образованием, становится всё труднее, обращаются к новым средствам и методам дополнительного образования детей.

Своего рода концентрированным выражением такого подхода являются авторские образовательные программы, количество которых непрерывно увеличивается.

В такой ситуации чрезвычайно важным становится решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, обеспечение необходимого качественного уровня этих программ,

во-вторых, отбор программ не просто новаторских по содержанию и методам реализации, но и максимально соответствующих тем «вызовам времени», которые возникают перед системой ДОД,

в-третьих, ознакомление с этими программами самого широкого круга педагогов дополнительного образования.

В последнем случае, речь, естественно, идёт не о простом копировании успешного опыта других, а о создании с помощью лучших программ своего рода «творческого поля», в рамках которого для любого педагога появляется возможность, отталкиваясь от предложенных образцов, двинуться по своему собственному пути.

Хорошо известными и обеспечивающими решение этих задач формами являются профессиональные конкурсы педагогов дополнительного образования, а также конкурсы авторских образовательных программ.

В данной методической разработке, даются рекомендации, которые могут помочь педагогам, стремящимся не только принять участие в таком конкурсе (а участие уже само по себе есть здоровый признак профессиональных амбиций и стремления к саморазвитию), но и оказаться в числе его победителей, выдержав требования экспертизы.

I. Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно

(проблема мотивации)

 

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.

Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства передать свою программу на конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, - о мотивации такого поступка: зачем мне это надо? Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе, даже тогда, когда кажется, что собственная программа носит действительно новаторский характер и позволяет достичь таких результатов в работе с детьми, которые не всегда доступны твоим коллегам.

Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из нас. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить как уровень профессиональных притязаний.

В сущности, уже само создание авторской программы, работа по ней, доведение её до «блеска» – есть доказательство уровня профессиональных притязаний автора. Поэтому любой создатель авторской программы потенциально мотивирован на участие в конкурсе. Другое дело, что не всегда «обстоятельства времени и места» позволяют перевести возможное в действительное.

Данные рекомендации обращены в этом плане к тем нашим коллегам, кто испытывает сомнения не в своих возможностях, а в полезности собственного участия в таком конкурсе.

Поэтому нам представляется важным обратить внимание на несколько  моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе авторских образовательных программ.

Во-первых, приняв участие в конкурсе, вы сможете отшлифовать форму и содержание своей программы, поскольку те требования к её оформлению, которые являются необходимым элементом конкурса, позволяют придать ей более целостный и законченный вид. Опыт участия в таких конкурсах свидетельствует, что часто в процессе подобной частичной трансформации программы, её подведения под вроде бы формальные требования, автор неожиданно для самого себя обнаруживал какие-то скрытые возможности программы, усиливал её наиболее творческие, активные элементы, находил новые нестандартные шаги и повороты в её реализации, которые затем, осуществившись на практике, заметно повышали эффективность всей работы.

Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

Опыт проведения предыдущих конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

В-третьих, при всех случайностях и досадных помехах, которые, конечно, случаются в каждом соревновании, конечный успех приходит к сильнейшим, но узнать, относишься ли ты сам к этому числу, можно только приняв участие в соревновании.

 

II. Как подготовить к конкурсу свою программу

 

  Обязательное условие конкурса – это соответствие программы Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16).

Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные часто столь различные по тематике работы.

Очевидно, что разработка авторской программы есть проявление творческой индивидуальности педагога. Каждый опыт реализации такой программы по-своему уникален. Программы могут быть близкими друг другу по теме и даже структуре; но, побывав на одном и на другом занятии, любой скажет, что это не копии и не двойники. Однако не секрет, что убеждённость педагога в уникальности собственной работы, её «штучном характере» порождает подсознательное, а иногда и сознательное недоверие к любой формализации, стандартизации, унификации, воплощаемой в требованиях к текстуальному оформлению программы.

Педагог, решивший принять участие в конкурсе авторских образовательных программ, оказывается «между двух огней».

С одной стороны, собственная программа, в которой, как часто кажется, сказано всё или почти всё, и сказано наилучшим для решаемых задач образом, а, с другой - официальные требования к программам, которые заставляют, образно говоря, «резать по-живому», подгонять собственную оригинальность под некий структурный стандарт (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы и т.п.), да ещё и ограниченный в объёме. А ведь хорошо известно, что сокращать текст всегда труднее и болезненнее, чем, наоборот, увеличивать его.

Не исключено, что кое-кто из педагогов, уже внутренне готовых принять участие в конкурсе, например, прочитав в «Положении», что «объём основного текста программы не должен превышать 15 страниц (30 тыс. печатных знаков)», а затем ещё раз раскрыв свою программу, иногда весьма значительно превышающую этот объём, просто махнёт рукой: «Зачем я буду кромсать свой труд ради призрачной победы?»

Можно, конечно, привести здесь традиционный афоризм: «Краткость – сестра таланта». Но важнее понять другое. Самую оригинальную и блистательную программу можно исполнить в жёстких рамках конкурсных требований, не потеряв, а, наоборот, усилив её сильные стороны, если учесть некоторые методические особенности программной деятельности.

Первое и, как нам кажется, важнейшее условие: «Товар надо показать лицом». Авторская образовательная программа – это лицо товара (в хорошем смысле слова), который предлагается данным педагогом на рынке образовательных услуг. Конкурс в известном смысле – это рынок «высокотехнологичных образовательных товаров», где, если использовать экономические категории, за унифицированностью формы скрываются «уникальные потребительские качества» конкретного товара. Поэтому чем точнее и конкретнее будут указаны и обоснованы эти «уникальные потребительские качества», тем конкурентоспособнее будет представляться товар оценивающим его на стадии заочной экспертизы текста специалистам.

Как этого достичь?

Понятно, что в данной методической разработке можно дать только наиболее общие советы такого рода. Но и общие советы, как показывает практика, могут оказать посильную помощь, сократив до минимума последующую «предпродажную подготовку». Мы постараемся, опираясь на опыт предыдущих конкурсов авторских программ, указать на наиболее часто встречающиеся трудности и недочёты при оформлении программ и на то, как успешно обойти иногда встречающиеся на этом пути «подводные камни».

Прежде всего, автор программы должен осознать, что, как известно, «дьявол скрывается в деталях», а применительно к программе «основной дьявол» скрывается в соблюдении чисто формальной стороны, а именно: самая лучшая по содержанию программа может быть отвергнута экспертом, если неправильно выстроена стандартная структура программы, отсутствуют те или иные ее элементы.

Поэтому не лишним будет ещё раз напомнить, что программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы (именно в той последовательности, как это приведено ниже):

– титульный лист;

– пояснительная записка;

– учебно-тематический план;

– содержание изучаемого курса;

– методическое обеспечение программы;

– список литературы.

1.     Титульный лист.

Его оформление требует только одного: внимания и чёткого соблюдения ниже приводимых требований. Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только та информация, которая нужна, чтобы вашу программу для начала «встретили по одёжке».

Эта обязательная информация  включает следующие элементы:

– наименование образовательного учреждения;

– где, когда и кем утверждена данная образовательная программа (обратите внимание: согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения – ч.III, ст.26);

– полное название программы (если оно сформулировано образно или не даёт полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведённым названием);

– возраст детей, на которых программа рассчитана;

– срок реализации программы;

– Ф.И.О. и должность автора (авторов);

– название города;

– год разработки программы (с учётом полного срока её реализации).

2. Пояснительная записка.

В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки учёного попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитывается первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, а последняя – список использованной автором литературы.

Конечно, авторская программа дополнительного образования детей – это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом-экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в принципе универсален.

Если вы сразу предъявите в разделе «Пояснительная записка» свою весомую заявку на качество текста, а, следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на литературу, изданную 10 и более лет назад.

Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней, по возможности, отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно-эстетической, туристско-краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а, во-вторых, чётко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, её отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чём выражаются те авторские «изюминки», которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Характеризуя направленность образовательной программы, а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка, важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на «стыке» двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить её в иерархии (приоритетности) целей и задач.

Ключевым элементом пояснительной записки, её смысловым центром является именно формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешать их, а также избежать повторения при формулировках. Для этого, следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

Такой результат многослоен, что называется, по определению. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как определённое единство воспитания и обучения (см. Закон РФ «Об образовании»). Поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это двуединство - развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на обучающие (предметные) и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребёнка. Можно сказать, что задачи – это те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и чёткости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во-первых, конкретны, во-вторых, достижимы, в-третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживалась общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Особенно важной частью пояснительной записки образовательной программы является выделение её отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание.

Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из вашего личного опыта как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной вами литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те «изюминки», что отражают авторскую оригинальность, - не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой программы, сроков её реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере «технический характер» и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.

Зато следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.

Чтобы их избежать, надо, прежде всего, ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую-либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось её выполнение и способ проверки этого выполнения, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

         Ожидаемые результаты фиксируются через какие-то конкретные формы, например, участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и т.п. Следовательно, необходимо в этой части пояснительной записки разделить эти понятия. Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами в программе, а проявление этих результатов в ходе каких-либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т.п. – это не более чем форма, в которую облекается результат. И будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребёнка в каком-либо конкурсе и тем более завоевание в нём призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребёнка, как-то, к примеру, овладение им искусством фото-дизайна или обретение им знаний по биологии, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии и т.п.

         От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В отличие от общего среднего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.

В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут, наконец, достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный («знаниевый») характер. Отметка выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый «уровень обученности». Поэтому в идеале для каждой образовательной программы - в силу ее индивидуального характера - необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.

По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя, как минимум, две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно этому, в качестве предмета оценивания могут быть:

a)   набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

b)  перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу[1].

         Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но так тоже бывает), что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.

3. Учебно-тематический план. В этом разделе программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

1.     Учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом – это не школа!).

2.     Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Бывает очень полезно, завершив написание и форматирование всей программы, затем внимательно проверить учебно-тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел программы - содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе программы, особенно при работе с таблицами. Конечно, несовпадения и несоответствия в таком случае не будут носить определяющего характера при общей оценке программы, но при прочих равных условиях эксперт, пусть и по формальным соображениям, но может уже и не отдать вам предпочтения.

Поэтому остаётся посоветовать лишний раз быть внимательным и скрупулёзным при работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами часов занятий.

4. Содержание образовательной программы. В этом разделе программы, занимающем, как правило, значительный объём, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как «телеграфный стиль». Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель вашей программы мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с детьми на занятиях по вашему курсу.

С некоторой долей условности можно сказать, что вы в данном случае даёте возможность читателю (эксперту) «заглянуть» в то помещение, где проходят ваши занятия. Поэтому, если это занятие теоретическое, то должно быть вполне ясно, какие знания способны в ходе этого занятия получить дети, а если практическое, то какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими.

5. Методическое обеспечение программы. Этот раздел программы предоставляет педагогу возможность хоть в какой-то мере, заочно, но передать «дух» его педагогического творчества, воплотить те собственные «изюминки», которые упоминались выше, в конкретную «картинку» творческого процесса.

Именно поэтому при «шлифовке» данного раздела образовательной программы её автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) вашей программы, приёмов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам - все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел «Методическое обеспечение программы», позволят придать ещё бóльшую наглядность раскрытию особенностей вашей работы при реализации программы.

Однако следует учитывать нежелательность сбиться в этом разделе на подробное изложение происходящего, например, описание того, как в ходе используемой на занятиях по такой-то теме игры «дети сделали то-то, педагог сделал то-то» и т.п. Часто самого названия той же игры будет вполне достаточно, в другом случае потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.

Особенно выигрышно эта сторона программы может прозвучать в случае вашего выхода в финальный тур, где можно будет в ходе проведения презентации механизма реализации программы перейти от «словесной наглядности» к «наглядности визуальной». Но для того, чтобы такой переход был плавным и естественным крайне важно, чтобы изложенный в программе текст по ее методическому обеспечению потом не разошелся с визуальным образом.

6. Список литературы – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, на первый взгляд, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Отчасти это не их вина, а беда – в последние годы в нашей стране стремительно утрачивается библиографическая культура.

Между тем, существуют вполне определённые государственные стандарты библиографического описания литературы. Но опыт показывает, что по большей части авторы программ, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а «как бог на душу положит».

Но то, что ещё в какой-то мере оказывается терпимым в повседневной практике образовательной деятельности, на низовом уровне (хотя и здесь надо стремиться наводить порядок), оказывается неприемлемым на конкурсном уровне. Всегда бывает обидно видеть, когда очень неплохая авторская программа, не проходит в следующий тур только из-за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от стандартов.

Поэтому приходится ещё раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении списка литературы.

Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий (то есть список сплошной; если работа коллективная и дано только название – без перечисления авторов, то она всё равно идёт по алфавиту вместе с авторскими работами); инициалы автора идут только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для всех остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург указываются сокращённо: соответственно М. и СПб., остальные города полностью).

Более точные сведения надо получить у специалистов в собственном учреждении либо в методических службах системы образования города.

Желательно разделить приводимую вами литературу на несколько списков:

§              для педагогов,

§              для обучающихся,

§              для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Остаётся надеяться, что следование высказанным рекомендациям облегчит педагогам, готовящим свои авторские программы к конкурсу, работу над ними и последующее успешное прохождение этапов конкурса.

 

Авторы: Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова, А.С. Постников. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: МОСКОВСКАЯ  МЕТОДИЧЕСКАЯ  БИБЛИОТЕКА.

 

 

 

 



[1] Более подробно о технологии определения результатов см в ст.: Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. 2004. № 12; 2005. №1.

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz