Murka3

Требования к организации учебного занятия в УДО

 

Примерная структура занятия в УДО:

 

1.     Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2.     Актуализация знаний (повторение) - проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3.     Объяснение нового материала - ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.

4.     Закрепление - Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, на перенос в сходную или измененную ситуацию.

5.     Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

 

 

Планирование занятия.

 

Различают следующие типы  и виды учебных занятий:

 

Типы занятий

Виды занятий

1.      Вводные занятия

(изучение, усвоение нового учебного материала)

¨     лекция

¨     объяснение

¨     беседа

¨     демонстрация

¨    занятие исследовательского типа

2.                  Обобщающие занятия

(занятия обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) - Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

¨   повторение

¨   обобщение

¨   занятие репродуктивного типа

¨   практическое занятие

¨   занятие - экскурсия

¨   семинар, конференция

¨   итоговое занятие

¨   обобщающая самостоятельная работа

3.     Контрольные (учета и оценки знаний и умений)

¨      опрос

¨      зачет

¨      конкурс

¨      концерт

¨      выставка

¨      соревнование

4.     Комбинированные

Сюда входят основные виды всех 4-х типов занятий

 

 Методы обучения – это деятельность ребенка, ведущая к усвоению знаний и умений; деятельность педагога, управляющего процессом усвоения материала.

Формы обучения – это виды занятий, организуемые с учетом количества детей

    Средства обучения – все то, что «лежит» между педагогом и ребенком и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур.

 

Материал подготовлен Веснянкиной И.В., зав. отделом РЦВР МО РТ

 

 

Схема тематического планирования (план-конспект занятия).

 

·              Название УДО

·              Название детского объединения;

·              Дата, время и место проведения занятия;

·              Возраст и год обучения группы (учащегося);

·              Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж;

Название темы

согласно календарно-тематическому плану

Цель занятия

указывается дифференцированно:

Образовательная цель – какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся

Развивающая цель – какой развивающий результат может дать занятие

Воспитательная цель – какие качества личности будут формироваться

Методы обучения

показ, беседа, тренинг, этюды, импровизация

Формы обучения

группой, звеньями, индивидуально

Тип занятия

например, комбинированное, вводное занятие (изучение нового материала) или итоговое (обобщающее) занятие

Оборудование и основные источники информации

можно указать основную специальную литературу, ТСО,

использованные муз.  произведения

Ход занятия.   В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа занятия в соответствии с предложенной структурой, формы работы педагогов и детей, использование средств и методов обучения, т.е. воспроизводится «живая картина занятия». Степень ее полноты может быть различной: от подробного воспроизведения всего происходящего на занятии до схематического, позволяющего представить в общих чертах деятельность ПДО и учащихся на занятии.   

Актуализация (повторение изу-ченного материала)

Здесь указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать. Намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их взаимопроверки.

Изучение нового материала, форми-рование новых умений и навыков

Указываются новые понятия и действия, которые вводятся в данной теме. Указываются предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить учащиеся, какие действия научиться выполнять и каким способом.

Организация контроля.

В процессе изучения нового материала необходимо организовать контроль за усвоением новых знаний, он может включать:

                     1. Постановку логических вопросов.

                     2. Организацию обратной связи.

                     3. Самостоятельную работу.

Закрепление изу-ченного материала

Указанные в предыдущем разделе плана действия, умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в процессе самостоятельного применения. Определяется вид и тип самостоятельной работы учащихся.

Методика организации самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа должна быть организована в 4 этапа по принципу “от простого к сложному”:

1.     по образцу

2.     полусамостоятельно (напр., синхронно с педагогом)

3.     абсолютно самостоятельно

4.     творчески.

Итоги занятия

 

Материал подготовлен Веснянкиной И.В., зав. отделом РЦВР МО РТ

Примерная анализа занятий  в УДО     (Требования к занятию в УДО)

 

1. Организация занятия:

 

ü      своевременность начала и окончания занятия;

ü      мобилизация внимания учащихся, умение быстро включить их в работу и создать рабочую обстановку и положительный эмоциональный настрой;

ü      умение вызвать у учащихся интерес к теме занятия;

ü      чёткая организация деятельности учащихся на занятии;

ü      рациональное использование учебного времени, предупреждение нерабочих пауз;

ü      дидактическое оборудование занятие

ü      соблюдение санитарно-гигиенического режима, предупреждение утомляемости и перегрузок учащихся;

ü      соблюдение правил техники безопасности;

ü      культура общения на занятии, контакт с группой, речь, жесты педагога, эстетика его внешнего вида

 

2. Наблюдение хода занятия и его анализ.

ü      место данного занятия в системе других занятий;

ü      постановка перед учащимися цели занятия в целом и каждого его этапа в

     отдельности;

ü      актуализация опорных знаний, виды актуализации

ü      связь изучаемого материала с предыдущими темами, использование новейших достижений науки и культуры

ü      использование межпредметных связей

ü      доступность изучаемого материала, уровень его трудности;

ü      методика изложения нового учебного материала, использование развивающих технологий обучения, активных форм работы;

ü      методика и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, постановка проблемных ситуаций;

ü      практическая направленность занятия, рациональное соотношение теории и практики;

ü      организация поэлементного усвоения знаний, соблюдение принципа “от простого - к сложному”, завершённость всех учебных операций;

ü      соотношение деятельности педагога и учащихся;

ü      место и удельный вес самостоятельных, творческих, работ на занятии, методика их организации;

ü      формы работы учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная);

ü      плотность занятия, объём выполненных работ;

ü      дифференцированный подход в обучении (в определении характера заданий, объёма и степени сложности работ);

ü      структура занятия, её целесообразность и соответствие теме занятия, целям и задачам;

ü      приёмы формирования, закрепления, обобщения и систематизации специальных знаний, умений и навыков;

ü      степень овладения учащимися умениями и навыками, глубина и прочность знаний, полученных на занятии;

ü      профориентационная направленность занятия;

ü      затруднения, возникшие у учащихся, их причины, были ли они устранены;

ü      организация контроля за деятельностью группы; правильность и объективность оценки знаний и умений учащихся;

3. Общие выводы по занятию.

 

 

 

Материал подготовлен Веснянкиной И.В., зав. отделом РЦВР МО РТ

 

Технологическая карта оценки эффективности учебного занятия.

 

Наименование объединения__________________________________________________

Фамилия, имя, отчество  педагога____________________________________________

Время проведения  занятия__________________________________________________

Место проведения  _________________________________________________________

Тема занятия_______________________________________________________________

 

Примерная схема анализа занятия педагога дополнительного образования

 

Параметры оценки

(Что оценивается)

Экспертная оценка

Вывод

п.п

Слабый уровень

Средний уровень

Высокий уровень

I

Организационная сторона занятия

 

 

 

 

1.1

Мобилизация внимания учащихся

 

 

 

 

1.2

Четкость и методическая грамотность постановки целей и задач

 

 

 

 

1.3

Дидактическое оборудование занятия

 

 

 

 

1.4

Культура общения, контакт педагога с учащимися

 

 

 

 

1.5

Предупреждение утомляемости и перегрузок уч-ся

 

 

 

 

1.6

Рациональное распределение времени в течение всего занятия

 

 

 

 

II.

Повторение ранее изученного материала

 

 

 

 

2.1

Актуализация опорных знаний, умений и навыков

 

 

 

 

2.2

Методика подведения учащихся к восприятию нового материала

 

 

 

 

III

Объяснение нового материала

 

 

 

 

3.1

Формы и методы объяснения нового учебного материала

 

 

 

 

3.2

Научность, доступность изучаемого материала, связь с жизнью

 

 

 

 

3.3

Практическая направленность занятия

 

 

 

 

3.4

Соблюдение принципа «от простого к сложному»

 

 

 

 

3.5

Соотношение деятельности педагога и учащихся

 

 

 

 

3.6

Формы работы учащихся

 

 

 

 

3.7

Дифференцированный подход к учащимся

 

 

 

 

IV

Закрепление

 

 

 

 

4.1

Способы выявления уровня усвоения нового  материала

 

 

 

 

4.2

Место и объем самостоятельной работы учащихся при закреплении изученного материала

 

 

 

 

4.3

Плотность занятия, объем выполненных работ

 

 

 

 

V

Подведение педагогом итогов занятия

 

 

 

 

5.1

Оценка педагогом знаний, умений и навыков учащихся, их аргументированность и объективность

 

 

 

 

VI

Общее мнение, впечатление

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен Веснянкиной И.В., зав. отделом РЦВР МО РТ

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz