Требования к организации
учебного занятия в УДО
Примерная структура занятия в УДО:
1. Организация начала занятия, постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Актуализация знаний (повторение) -
проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой
темы.
3. Объяснение нового материала - ознакомление
с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.
4. Закрепление - Упражнения на освоение и закрепление знаний,
умений и навыков по образцу, на перенос в сходную или измененную ситуацию.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Планирование занятия.
Различают следующие типы и виды учебных занятий:
Типы занятий |
Виды занятий |
1.
Вводные занятия (изучение, усвоение нового учебного материала) |
¨
лекция ¨
объяснение ¨
беседа ¨
демонстрация ¨
занятие исследовательского типа |
2.
Обобщающие занятия (занятия
обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого
применения усвоенного) - Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков |
¨
повторение ¨
обобщение ¨
занятие репродуктивного
типа ¨
практическое занятие ¨
занятие - экскурсия ¨
семинар, конференция ¨
итоговое занятие ¨
обобщающая самостоятельная
работа |
3.
Контрольные (учета и оценки знаний и умений) |
¨
опрос ¨
зачет ¨
конкурс ¨
концерт ¨
выставка ¨
соревнование |
4.
Комбинированные |
Сюда входят
основные виды всех 4-х типов занятий |
Методы обучения – это деятельность ребенка, ведущая к усвоению знаний и умений; деятельность педагога, управляющего процессом усвоения материала.
Формы обучения – это виды занятий,
организуемые с учетом количества детей
Средства обучения – все то, что «лежит» между
педагогом и ребенком и необходимо тому и другому для проведения учебных
процедур.
Материал подготовлен Веснянкиной И.В.,
зав. отделом РЦВР МО РТ
Схема тематического
планирования (план-конспект занятия).
·
Название УДО ·
Название детского
объединения; ·
Дата, время и место
проведения занятия; ·
Возраст и год обучения
группы (учащегося); ·
Фамилия, имя, отчество
(полностью) педагога, его категория, пед. стаж; |
|
Название темы |
согласно
календарно-тематическому плану |
Цель занятия |
указывается
дифференцированно: Образовательная цель – какие предполагаются приращения в знаниях, умениях
и навыках учащихся Развивающая цель – какой развивающий результат может дать занятие Воспитательная цель – какие качества личности будут формироваться |
Методы обучения |
показ,
беседа, тренинг, этюды, импровизация |
Формы обучения |
группой,
звеньями, индивидуально |
Тип занятия |
например,
комбинированное, вводное занятие (изучение нового материала) или итоговое
(обобщающее) занятие |
Оборудование и основные источники информации |
можно
указать основную специальную литературу, ТСО, использованные
муз. произведения |
Ход занятия. В этом
разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного
до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого
этапа занятия в соответствии с предложенной структурой, формы работы
педагогов и детей, использование средств и методов обучения, т.е. воспроизводится
«живая картина занятия». Степень ее полноты может быть различной: от
подробного воспроизведения всего происходящего на занятии до схематического,
позволяющего представить в общих чертах деятельность ПДО и учащихся на занятии. |
|
Актуализация (повторение изу-ченного материала) |
Здесь
указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать.
Намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их
взаимопроверки. |
Изучение нового материала, форми-рование
новых умений и навыков |
Указываются новые понятия и действия, которые
вводятся в данной теме. Указываются предполагаемые приращения в знаниях,
умениях и навыках учащихся. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить
учащиеся, какие действия научиться выполнять и каким способом. Организация
контроля. В процессе изучения нового материала необходимо
организовать контроль за усвоением новых знаний, он может включать: 1.
Постановку логических вопросов. 2.
Организацию обратной связи. 3.
Самостоятельную работу. |
Закрепление изу-ченного материала |
Указанные в предыдущем разделе плана действия,
умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в
процессе самостоятельного применения. Определяется вид и тип самостоятельной
работы учащихся. Методика организации
самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна быть
организована в 4 этапа по принципу “от простого к сложному”: 1. по образцу 2. полусамостоятельно (напр., синхронно с педагогом) 3. абсолютно самостоятельно 4. творчески. |
Итоги занятия |
|
Материал подготовлен Веснянкиной И.В.,
зав. отделом РЦВР МО РТ
Примерная
анализа занятий в УДО (Требования к занятию в УДО)
1. Организация занятия:
ü
своевременность начала и окончания занятия;
ü
мобилизация внимания учащихся, умение быстро включить их в работу и
создать рабочую обстановку и положительный эмоциональный настрой;
ü
умение вызвать у учащихся интерес к теме занятия;
ü
чёткая организация деятельности учащихся на занятии;
ü
рациональное использование учебного времени, предупреждение нерабочих пауз;
ü
дидактическое оборудование занятие
ü
соблюдение санитарно-гигиенического режима, предупреждение утомляемости
и перегрузок учащихся;
ü
соблюдение правил техники безопасности;
ü
культура общения на занятии, контакт с группой, речь, жесты педагога,
эстетика его внешнего вида
2. Наблюдение хода занятия и его анализ.
ü
место данного занятия в системе других занятий;
ü
постановка перед учащимися цели занятия в целом и каждого его этапа в
отдельности;
ü
актуализация опорных знаний, виды актуализации
ü
связь изучаемого материала с предыдущими темами, использование новейших
достижений науки и культуры
ü
использование межпредметных связей
ü
доступность изучаемого материала, уровень его трудности;
ü
методика изложения нового учебного материала, использование развивающих
технологий обучения, активных форм работы;
ü
методика и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся,
постановка проблемных ситуаций;
ü
практическая направленность занятия, рациональное соотношение теории и
практики;
ü
организация поэлементного усвоения знаний, соблюдение принципа “от
простого - к сложному”, завершённость всех учебных операций;
ü
соотношение деятельности педагога и учащихся;
ü
место и удельный вес самостоятельных, творческих, работ на занятии,
методика их организации;
ü
формы работы учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная);
ü
плотность занятия, объём выполненных работ;
ü
дифференцированный подход в обучении (в определении характера заданий,
объёма и степени сложности работ);
ü
структура занятия, её целесообразность и соответствие теме занятия,
целям и задачам;
ü
приёмы формирования, закрепления, обобщения и систематизации
специальных знаний, умений и навыков;
ü
степень овладения учащимися умениями и навыками, глубина и прочность
знаний, полученных на занятии;
ü
профориентационная направленность занятия;
ü
затруднения, возникшие у учащихся, их причины, были ли они устранены;
ü
организация контроля за деятельностью группы; правильность и
объективность оценки знаний и умений учащихся;
3. Общие выводы по занятию.
Материал подготовлен Веснянкиной И.В.,
зав. отделом РЦВР МО РТ
Технологическая карта оценки эффективности учебного
занятия.
Наименование
объединения__________________________________________________
Фамилия, имя,
отчество педагога____________________________________________
Время
проведения занятия__________________________________________________
Место
проведения
_________________________________________________________
Тема
занятия_______________________________________________________________
Примерная схема
анализа занятия педагога дополнительного образования
№ |
Параметры
оценки (Что
оценивается) |
Экспертная
оценка |
Вывод |
||
п.п |
Слабый уровень |
Средний
уровень |
Высокий
уровень |
||
I |
Организационная
сторона занятия |
|
|
|
|
1.1 |
Мобилизация
внимания учащихся |
|
|
|
|
1.2 |
Четкость
и методическая грамотность постановки целей и задач |
|
|
|
|
1.3 |
Дидактическое
оборудование занятия |
|
|
|
|
1.4 |
Культура
общения, контакт педагога с учащимися |
|
|
|
|
1.5 |
Предупреждение
утомляемости и перегрузок уч-ся |
|
|
|
|
1.6 |
Рациональное
распределение времени в течение всего занятия |
|
|
|
|
II. |
Повторение ранее изученного материала |
|
|
|
|
2.1 |
Актуализация
опорных знаний, умений и навыков |
|
|
|
|
2.2 |
Методика
подведения учащихся к восприятию нового материала |
|
|
|
|
III |
Объяснение
нового материала |
|
|
|
|
3.1 |
Формы
и методы объяснения нового учебного материала |
|
|
|
|
3.2 |
Научность,
доступность изучаемого материала, связь с жизнью |
|
|
|
|
3.3 |
Практическая
направленность занятия |
|
|
|
|
3.4 |
Соблюдение
принципа «от простого к сложному» |
|
|
|
|
3.5 |
Соотношение
деятельности педагога и учащихся |
|
|
|
|
3.6 |
Формы
работы учащихся |
|
|
|
|
3.7 |
Дифференцированный
подход к учащимся |
|
|
|
|
IV |
Закрепление |
|
|
|
|
4.1 |
Способы
выявления уровня усвоения нового материала |
|
|
|
|
4.2 |
Место
и объем самостоятельной работы учащихся при закреплении изученного материала |
|
|
|
|
4.3 |
Плотность
занятия, объем выполненных работ |
|
|
|
|
V |
Подведение
педагогом итогов занятия |
|
|
|
|
5.1 |
Оценка
педагогом знаний, умений и навыков учащихся, их аргументированность и объективность |
|
|
|
|
VI |
Общее
мнение, впечатление |
|
|
|
|
Материал подготовлен Веснянкиной И.В.,
зав. отделом РЦВР МО РТ